1 2 4 5 6 7 8 9 10

Система энергоменеджмента как инструмент исполнения Закона об энергосбережении и повышения энергоэффективности

С облегчением вздохнули многие организации, когда с Закона РК «Об энергосбережении и повышения энергоэффективности» было исключено требование о разработке системы энергоменеджмента.  С бюджетов сняли расходы на её внедрение, обучение, сертификацию.

То, что требование исключено, на мой взгляд правильно, так как оно противоречило Закону РК «О техническом регулировании», в соответствии с которым применение стандартов является добровольным выбором.

Но я предлагаю более глубже изучить ситуацию и возможно эта публикация кому-то поможет принять окончательное решение: быть или не быть системе.

Разберём некоторые статьи Закона.

Статья 21: Субъекты Государственного энергетического реестра (ГЭР) обязаны ... обеспечивать ежегодное снижение объема потребления энергетических ресурсов и воды на единицу продукции, площади зданий, строений и сооружений до величин, определенных по итогам энергоаудита, в течение пяти лет после прохождения энергоаудита.

То есть организациям даётся 5 лет, в течение которого она должна снизить удельное потребление энергии на столько, на сколько ей было определено энергоаудиторской компанией.

Организации, из плана рекомендуемых мероприятий исключив практически все затратные мероприятия и оставив в большинстве в своём такие, как замена ламп (законодательное требование), покрытие окон пленками и пр., рапортуют о выполнении Закона, но только пока в части статьи 9: предоставление плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, копии заключения по энергоаудиту.

Далее в Статье 9 перечисляется то, что необходимо ежегодно предоставлять субъектам ГЭР: результаты исполнения плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности по итогам энергоаудита и фактические энергопотребление на единицу продукции.

Вопрос: на сколько, по вашему мнению, снизится в процентах удельное потребление энергии, например, в нефтедобывающей и газоперерабатывающей компании, заменившей осветительные приборы и утеплившей в зданиях окна? Ответ: практически ни на сколько.

Более того, в организациях в течение указанного срока могут быть изменения (реконструкция, строительство, ввод новых технологий), что может увеличить энергопотребление.

Поэтому возникает необходимость проводить  на постоянной основе энергоанализ, планирование, контроль, корректировки намеченных планов и пр.

И следующий вопрос: кто будет этим заниматься?

Как правило ответственным за предоставление отчётов назначают главного энергетика организации, основной функцией которого является обеспечение надёжной и безаварийной работы электрооборудования. Тогда как энергия включает в себя не только электричество, а все виды энергии, используемые в организации. Так, значительным потреблением в  организации как в первом примере, является топливный газ. Имеются также потери попутного газа, которые можно и нужно использовать в целях энергосбережения. И потребление электроэнергии может составлять всего 5% об общего совокупного потребления всей энергии, рисунок 1.

Далее привожу ещё несколько статей из Закона.

Статья 15: Проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов в части энергосбережения и повышения энергоэффективности является обязательной: для объектов, проектное потребление энергетических ресурсов которых превышает эквивалентный показатель в пятьсот тонн условного топлива в год.

Статья 8: В проектах строительства объектов, потребляющих энергетические и водные ресурсы, предусматривается обязательное использование энергосберегающих материалов, установка приборов учета энергетических и водных ресурсов, автоматизированных систем регулирования теплопотребления.

Не допускается приемка в эксплуатацию новых объектов, потребляющих энергетические и водные ресурсы, которые не оснащены приборами учета энергетических ресурсов и воды и автоматизированными системами регулирования теплопотребления

Статья 9: Информация, вносимая в ГЭР, включает ...  информацию об оснащенности приборами учета энергетических ресурсов

Статья 12: В технической документации и на этикетках электрических энергопотребляющих устройств, реализуемых на территории Республики Казахстан, должна содержаться информация о классе и характеристиках их энергоэффективности.

При проектировании или закупках эксплуатационные службы интересует в первую очередь производительность оборудования, а не его потребление,  экономистов и закупщиков – стоимость, а как правило энергосберегающие технологии более затратные. Приборы учёта энергии – это первые претенденты «на вылет» в случае оптимизации затрат по проектированию. 

Эти законодательные и другие требования изложены в международном стандарте ISO 50001:2011 по системе энергетического менеджмента. Стандарт устанавливает правила ведения бизнеса таким образом, чтобы на постоянной основе снижать удельное потребление энергоресурсов. Внедрение системы энергоменеджмента с назначением независимого ответственного лица (энергоменеджера), как показывает практика, приносит компаниям бОльший эффект, чем отсутствие таковых (это и возможные штрафные санкции, и утраченные возможности предложенных и собранных энергоменеджером энергоэффективных мероприятий, проведение анализа, контроля и пр.). При правильном планировании, плавном переходе на энергоэффективные технологии, изменение сознания людей в сторону энергосбережения, организации получат результат, но для этого нужна  выстроенная система управления.

Айжан Туйтебаева – эксперт-аудитор по системе энергоменеджмента, директор ТОО «Научно-технический центр стандартизации и сертификации»